Деньги,
28 июня 2018 г.
Баланс ОСАГО
1420 просмотров
Цена полисов автострахования растет ежегодно, но страховщики продолжают жаловаться на убытки и массово покидают рынок. Регуляторы постоянно проводят реформы, которые по идее должны сделать тарифные сетки более логичными и справедливыми. В ближайшее время Центробанк вновь изменит тарифы на ОСАГО. «Деньги» разбирались в причинах и следствиях реформ.
С июня 2018 года лимит выплат по ДТП, оформленным с использованием европротокола, в регионах России вырос с 50 тыс. до 100 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге и областях он давно составляет 400 тыс. руб.). Водители получили формальную возможность самостоятельно оформить ДТП с помощью специального приложения, даже если стороны не согласны с оценкой обстоятельств аварии.
Почти сразу после этого Центробанк опубликовал проект следующей реформы ОСАГО со сменой базовых тарифов и корректировкой коэффициентов, благодаря чему стоимость полисов может вырасти сразу на 20%. Впрочем, некоторые категории водителей, напротив, получат послабления. Все эти изменения происходят в период обострения проблем в ОСАГО, когда убыточность страхования достигла критической точки. Система готовится к самым серьезным реформам за всю историю своего существования.
Почему страховщики уходят
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) утверждают: несмотря на рост цен, ОСАГО остается убыточным. «Средняя выплата продолжает расти, а средняя стоимость договора ОСАГО и объем собранных премий страховщиками в прошлом году впервые ушли в минус»,— заявил президент РСА Игорь Юргенс. По данным организации, сейчас средняя стоимость полиса составляет 5,8 тыс. руб. против 6,6 тыс. руб. годом ранее. При этом средняя выплата за год выросла на 15% и достигла 77 тыс. руб. По статистике РСА, коэффициент выплат по ОСАГО сейчас составляет 118% собранных премий. Соответственно, убытки страховых компаний оцениваются в десятки миллиардов рублей. «Коэффициент убыточности по ОСАГО в 2017 году достиг своего максимума, страховщики получили 15 млрд руб. убытка. Если по Москве в среднем убыточность ОСАГО составляет 95-105%, то по регионам — от 120% и выше»,— подсчитал гендиректор Mains Insurance Brokers & Consultants Сергей Худяков.
Директор по страховым рейтингам агентства «Эксперт РА» Ольга Басова отмечает общее падение рынка на 5%. Результат связан, на ее взгляд, с общей напряженностью на рынке ОСАГО.
Из-за роста цен многие автовладельцы вообще отказались от покупки ОСАГО, предпочитая изредка платить штрафы. По данным Mains Insurance Brokers & Consultants, в 2017 году число штрафов за езду без полиса ОСАГО выросло на 40%. Дорогие полисы ОСАГО заставили клиентов отказаться и от каско, замечает Дмитрий Белов из «Автоспеццентра»: «Увеличенная сумма выплаты гарантирует ремонт автомобиля без дополнительных разбирательств. Водители стали пренебрегать каско, рассчитывая на свою опытность и невиновность».
«Страховщики жалуются на множество видов мошенничества в этой сфере и практически ничего не могут с этим поделать»,— говорит представитель онлайн-агрегатора strahovkaru.ru Валерий Коляда. «Рынок ОСАГО наводнили подделки, причем речь может идти как о прямом обмане покупателя, так и об открытой реализации нелегитимных бланков, когда клиент сознательно покупает дешевый недействительный полис для сотрудников ГИБДД. Люди идут на подлог, поскольку не могут себе позволить настоящий полис из-за высокой стоимости»,— сетует руководитель юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. В РСА насчитали несколько миллионов подделок и сотни мошеннических сайтов.
Еще одна причина убытков — рост числа страховых мошенничеств. После того как общий лимит выплат был увеличен до 500 тыс. руб., количество преступлений в сфере ОСАГО выросло на 159%, говорят в РСА, ссылаясь на данные Генпрокуратуры. За год мошенники получают от 20 млрд до 40 млрд руб. Самыми проблемными регионами являются Адыгея, Ростов и Волгоград, где средняя выплата достигает 180 тыс. руб. Сразу в 14 регионах средняя выплата превышает 100 тыс. руб.
По той же причине страховщики перестали предлагать добровольную страховку гражданской ответственности (ДГО), которую еще несколько лет назад буквально навязывали страхователям. Николай Тюрников подтверждает: почти никто из страховых компаний не работает с добровольной автогражданкой. Например, «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия» и «Ренессанс» вообще не продают полисы ДГО, а «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах» готовы оформить расширение ОСАГО только надежным собственным клиентам в комплекте с полисом каско и ограничением ответственности суммой от 500 тыс. до 1,5 млн руб.
Убыточность ОСАГО и деятельность автоюристов, которые через суды принуждают компании выплачивать крупные суммы, заставляет многих страховщиков вовсе отказываться от автогражданки. За два последних года лицензии на ОСАГО сдали «ВТБ Страхование», «Уралсиб», «Альянс», «Интач-страхование», «Бин-страхование», СК «Траст», «Россия», «Росстрах», Русская страховая компания и другие. Еще у 24 компаний в 2017 году лицензии были отозваны принудительно. «Всего с рынка ушло около сотни компаний»,— констатирует Валерий Коляда. «Обязательства отказников приходится брать на себя оставшимся игрокам, что не помогает оздоровлению рынка»,— добавляет Сергей Худяков.
Что меняют реформы
ОСАГО реформируют каждый год, но проблемы остаются и у компаний, и у их клиентов. За несколько последних лет были введены единая методика расчета суммы выплат и прямое возмещение ущерба, когда пострадавший должен обращаться в свою страховую компанию, а не в компанию виновника. Появился обязательный европротокол для оформления простых ДТП без вызова ГИБДД. Для решения проблем доступности полисов в регионах страховщиков обязали запустить сервисы онлайн-продаж. Наконец, регуляторы начали постепенный процесс либерализации тарифов, введя коридор базовых ставок.
Полисы при этом дешевле не стали. Управляющий директор департамента автострахования группы «Ренессанс» Сергей Демидов поясняет, что при выборе базового тарифа страховщики чаще всего опираются на уровень убыточности того или иного региона или города. «На практике нижний ценовой диапазон не может обеспечить рентабельность, поэтому страховщики используют верхний порог»,— говорит Сергей Худяков. Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала не сомневается, что выбор максимального тарифа абсолютно законен. Причем клиенты, по его словам, возмущаются редко: «Из-за известных проблем с оформлением ОСАГО многие соглашаются на любые условия, лишь бы заполучить полис».
Увеличение базовых тарифов ОСАГО последний раз произошло в 2015 году, когда Центробанк поднял ставку на 40-60% и расширил тарифный коридор до значений 3432-4118 руб. Одновременно выросли и лимиты выплат с 120-160 тыс. до 400-500 тыс. руб. Повышение тарифа тогда тоже объяснялось убыточностью бизнеса, напоминает Сергей Худяков. К увеличению затрат страховых компаний привела и единая методика расчета стоимости ремонта, добавляет директор по продажам финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Белов.
Очередную смену тарифов Центробанк планирует, предположительно, с сентября 2018 года, когда вновь будут изменены как базовые ставки, так и коэффициенты. Если сейчас базовая ставка варьируется от 3432 руб. до 4118 руб., то с сентября коридор станет шире: от 2746 руб. до 4942 руб., то есть при прочих равных стоимость полиса может увеличиться на 20%. Дешевле полисы станут лишь для водителей двухколесной техники и легковых автомобилей юридических лиц, поскольку для них верхняя граница тарифа снижена на величину 10,9% и 5,7% соответственно.
Коэффициенты аварийности (бонус-малус) теперь предлагается привязывать только к водителю и рассчитывать каждый календарный год, а не за время действия предыдущего полиса. Это позволит избежать путаницы в случаях, когда у водителя в базах РСА есть несколько разных коэффициентов по разным автомобилям. 1 января 2019 года им будет присвоен наименьший из имеющихся КБМ. А юрлица получат единый коэффициент для всех автомобилей своего парка.
Зависимость от стажа и возраста тоже планируется сохранить, однако вместо нынешних четырех вариантов появится целая матрица коэффициентов, размер которых будет зависеть от одного из семи диапазонов возраста и восьми — стажа вождения. Для опытных водителей зрелого возраста коэффициенты будут снижены до значения 0,96, для молодых и неопытных, напротив, повышены до 1,87, то есть на 4,5%. Ранее Минфин предлагал привязать бонус-малус к аварийной истории водителя, а также ввести сетку повышающих коэффициентов для злостных нарушителей ПДД.
Как будут расти цены
Старший аналитик инвесткомпании «Альпари» Роман Ткачук считает, что после всех изменений стоимость полиса для начинающих водителей может вырасти уже на 60-80%. Представитель агрегатора strahovkaru.ru Валерий Коляда предрекает наибольший рост в «токсичных» регионах, где велики убытки страховщиков.
«Не исключено, что продавать полисы самостоятельно смогут также онлайн-посредники, которые пока имеют право на роль агрегаторов»,— считает Валерий Коляда. По его мнению, с их помощью Центробанк надеется решить проблемы с доступностью электронных полисов в регионах. Доля онлайн-продаж быстро растет уже сейчас и в первом квартале 2018 года превысила 40%, что вчетверо больше показателя 2017 года, приводит цифры Сергей Демидов из «Ренессанс Страхования». Планируемые изменения — еще один шаг к либерализации тарифов ОСАГО, уверяет эксперт. В перспективе вопросами выплат будут заниматься страховщики, а государство перестанет регулировать тарифы. В РСА уверены, что рыночные схемы будут выгодны всем, а тарифы станут более справедливыми. При этом коэффициенты территории, возраста и стажа, ограничения по возрасту, мощности и использованию с прицепом в РСА предлагают отменить, позволив страховщикам самостоятельно договариваться с клиентами.
На примере опыта европейских стран Игорь Юргенс ожидает небольшого повышения цен (на 10-15%) на первом этапе и скорого отката к более низким тарифам как следствие прямой конкуренции страховщиков. Конкурентная борьба за клиента, по мнению президента РСА, приведет к появлению более гибких предложений, особенно для клиентов с хорошей репутацией: «Страховые компании, с одной стороны, смогут предлагать наиболее интересные тарифы для безаварийных и аккуратных клиентов, а тем, кто ездит агрессивно, будут предлагать другие условия»,— говорит эксперт. Сергей Худяков тоже ждет более справедливых цен: «После полноценной либерализации рынка желание не переплачивать за ОСАГО заставит водителей ездить более аккуратно с меньшим количеством нарушений».
«Пока же, чтобы привлечь клиентов, компании могут лишь предлагать дополнительные сервисы и услуги, а также развивать мобильные приложения, но ключевым фактором остается простота получения выплат»,— считает Сергей Худяков. «После введения прямого урегулирования и натурального возмещения значительная часть клиентов при выборе страховой компании ориентируется в первую очередь на качество урегулирования убытков, отзывы о компании и уровне ее сервиса»,— добавляет Сергей Демидов.
«Ставка страховых компаний на добровольное страхование не сработала,— утверждает Роман Ткачук.— Большинство водителей ограничиваются обязательной страховкой. ОСАГО продолжает оставаться основным продуктом автострахования. Для сокращения собственных рисков компании будут и дальше поднимать стоимость ОСАГО».
Иван АНАНЬЕВ
Показатели по ОСАГО
Самые убыточные регионы по ОСАГО (2017 год)
Вся пресса за 28 июня 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Тенденции, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Газета.Ru, 19 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Авторадио, 19 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили страховать пострадавших от обстрелов фермеров
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
|
Интерфакс, 19 ноября 2024 г.
МТС банк изучает страховые активы для M&A
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 ноября 2024 г.
Суд приговорил к 5 годам экс-главу страховой компании «ЮжУралЖасо» за растрату
|
|
Смоленская народная газета, 19 ноября 2024 г.
Смоленские водители получили от страховых компаний 2,8 миллиона рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
|
Новости Воронежа, 19 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили 7 человек, которые обманули страховые компании на 1,4 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Депутат Плотников призвал страховать аграриев в зоне военных действий
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Центробанк ввел минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
|
мвд.рф, 19 ноября 2024 г.
В Чувашии руководство страховой компании благодарит сотрудников полиции, выявивших мошенников в сфере автострахования
|
|
Финмаркет, 19 ноября 2024 г.
НСА повысил прогноз выплат в РФ по агрострахованию в 2024 г. до 6 млрд руб.
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 19 ноября 2024 г.
Куда везти авто? Адреса сервисов ремонта по ОСАГО предлагают выбирать самим клиентам страховых компаний
|
|
Новые Известия, 19 ноября 2024 г.
Решение Байдена по ATACMS: страховка предприятий увеличилась в 100 раз и будет расти
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
«Авито» планирует запустить страховое направление
|
|
Frank Media, 19 ноября 2024 г.
«Период охлаждения» в ДСЖ без финансовых потерь составит четыре дня
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|